Установка круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS-50 на Kia Cerato LD 1.6л 2008 г/в.
Предисловие
Покупка Подготовка Вакуумный сервопривод Проводка Электронный модуль Кнопки Тесты Доработки Защита от переключения в нейтраль Индикация Индикатор "CRUISE" Индикатор "SET" Резюме Возникшие неисправности Материалы по теме Автор: Погребняк Дмитрий. См.также мой перевод инструкции по установке Waeco MagicSpeed MS-50 на русский. ПредисловиеБлаго, за последние сто лет автомобильная промышленность шагнула далеко вперёд и изрыгнула на свет такое явление как "круиз-контроль" - систему, поддерживающую заданную скорость движения. К несчастью, шагнула она так далеко, что перепрыгнула большинство произведённых автомобилей, включая и мой Kia Cerato LD (рестайл) 2008 года выпуска, внутри которого поселился бензиновый двигатель 1,6 литра, отродясь не комплектовавшийся этой замечательной системой поддержания скорости, зато способный гордо похвастаться раритетным механическим тросиковым приводом дроссельной заслонки. Помочь беде таких как я вызвалась немецкая фирма Waeco, специализирующаяся на производстве всяких автомобильных холодильников и прочих подогревов для попы. Они явили свету несколько разновидностей комплектов для установки круиз-контроля практически на любой автомобиль, объединённых общим названием MagicSpeed. Среди них более "навёрнутые" - системы MS 400 и MS 700, имеющие кучу настроек, пульт управления к которым необходимо приобретать отдельно, на выбор один из трёх разновидностей. Самая же простая система - MS50, требует от автомобиля всего ничего: бортовой сети 12 вольт, наличия разряжения (вакуума) и механического привода дроссельной заслонки. В комплекте уже идёт всё необходимое, включая пульт. Система делает всё то, что нужно от круиз-контроля: оперируя дроссельной заслонкой, поддерживает скорость на заданном уровне, позволяет немного увеличить и уменьшить скорость одиночными нажатиями кнопки и восстановить предыдущую запомненную скорость. Скорость может считываться как с датчика скорости автомобиля, так и путём установки дополнительного магнитного сенсора (который идёт в комплекте) на какую-нибудь вращающуюся деталь вроде карданного вала, или привода колеса. ПокупкаПодготовкаНа мою робкую попытку узнать: не соблаговолит ли многоуважаемый официальнейший из дилеров взяться за установку такой мелочи на мой автомобиль, и за какие земные блага в рублёвом эквиваленте, от меня отмахались как от полуночного призрака. Подумав, что совсем я уж разленился за четыре почти с половиной года владения иномаркой, уже скоро забуду, как отвёртку в руках держать, я решил всё сделать самостоятельно. Комплект круиз-контроля состоит из трёх частей: - электронного модуля, который и принимает решение нажать на газ или отпустить; - вакуумного сервопривода, который, под руководством упомянутого блока, поддавшись силе могучего вакуума и атмосферному давлению, тянет дроссельную заслонку; - и блока кнопочек, которым вся эта конструкция управляется. Есть ещё индуктивный датчик скорости, который нужен, если автомобиль не передаёт сигнал скорости. А также пучок проводов, всё это соединяющий, и куча всяких винтиков, шпунтиков, железочек и прочих побрякушек, необходимых для установки. Вся эта канитель снабжена инструкцией на куче нерусских языков. Благо, моего знания английского оказалось достаточно. Электрическое подключение к автомобилю заключается в прикручивании в нужные места пяти проводов: - постоянный плюс от аккумулятора, - провод, идущий от выключателя к лампам стоп сигналов, - питание, до 3х ампер, подключаемое к зажиганию, - масса (минус), - и провод, на который должны подаваться импульсы скорости. Первые два провода просто прикручиваются к проводам, идущим до и после выключателя стоп-сигналов. В случае, если на автомобиле механическая коробка передач, то в разрыв провода, идущего после выключателя, добавляется геркон, который размыкает цепь при нажатии на педаль сцепления. Этот провод всегда замкнут на массу через лампы стоп-сигналов. Если замыкание на массу пропадёт, или он будет замкнут на "плюс", то круиз-контроль отключится. Для автомобилей с диодными стоп-сигналами это может быть проблемой, т.к. диодные лампы не дают замкнуться на корпус (проблему можно решить установкой параллельно диодным стоп-сигналам какой-нибудь нагрузки, например, небольшой лампочки). Если же по какой-либо причине провод оборвётся, это также приведёт к отключению круиз-контроля, что очень хорошо. Самым сложным во всём этом деле оказалось подобрать места куда устанавливать вышеперечисленные три устройства. Полежав пару часиков в глубоком раздумье, вооружившись скачанной из интернета схемой на свой самодвижущийся агрегат, а также инструкцией по его разборке, я побрёл колхозить всё это на автомобиль. Вакуумный сервопривод
Проблемой является поиск места для его закрепления. Вначале я обнаружил две замечательные дырочки на "стакане", в которые как в родные ввернулись винты крепления - ничего сверлить оказалось не нужно, только чуток расточить отверстия на креплении сервопривода. Но, так как трос оказался лежащим поверх двигателя, я решился-таки проделать пару дырок диаметром 3мм в перегородке автомобиля и перенести сервопривод туда. Несмотря на то что сервопривод надёжно висел на вновь обозначенном месте, а провода, трубка и трос огибали двигатель и ни за что не задевали, ВАРИАНТ КРЕПЛЕНИЯ НА ПЕРЕГОРОДКУ ОКАЗАЛСЯ ПЛОХИМ! Дело в том, что трос, выходящий из сервопривода оказался аккурат над отверстием в кожухе выпускного коллектора. Выпускной коллектор может нагреваться до 200-300 градусов.
Летом в жару, при работающем кондиционере в пробках вентиляция подкапотного пространства практически отсутствует, и поток горячего воздуха от выпускного коллектора обдаёт всё, что находится над отверстием кожуха. В результате пары часов в пробке может оказаться достаточно, чтобы в этом месте трос перегрелся и его рубашка деформировалась. После такой деформации трос не может свободно перемещаться и заклинивает, не желая отпускать газ. Такая картина произошла и у меня. Оказалось, что трос не так уж и сложно заменить. Он точь-в-точь соответствует миллиметровому велосипедному тросу переключения скоростей с рубашкой 5мм. Подробнее о замене читайте в главе «Возникшие неисправности». Со второй попытки был приобретён трос большей длины, достаточной, чтобы поместить сервопривод на «стакане», прикрутив его к тем заманчивым дырочкам. Чтобы избежать перегрева и оплавления в дальнейшем, все провода, вакуумная трубка и, главное, трос на участке над выпускным коллектором, были обёрнуты в пластиковую гофру, и сверху обмотаны теплоизоляционным материалом, который перераспределит тепло по большей поверхности, не давая проводам и тросу перегреваться в одних и тех же местах.
Проверить работоспособность троса очень просто: одной рукой придерживайте дроссельную заслонку в открытом положении (или попросите ассистента выжать педаль газа), другой – попробуйте подвигать кончик троса. Трос должен абсолютно легко без всяких сопротивлений заходить внутрь рубашки на весь рабочий ход (4 см) и также легко вытаскиваться обратно. Если трос заходит с заметным усилием, или, тем более, не удаётся протолкнуть его вообще – то это уже повод для беспокойства. Рекомендую в таком случае не пользоваться круиз-контролем до замены троса. Вторая трудность - это крепление тяги троса к дроссельной заслонке. В общем случае на автомобилях с тросом газа можно прикрутить крепление к горизонтальному участку тросика и на этом закончить, но в моём случае оказалось, что горизонтального участка почти и нет: трос газа уходит в кабель почти сразу за шкивом дроссельной заслонки. Покрутив-повертев в руках железочку, идущую в комплекте, я не придумал как хорошо её прикрутить к шкиву. А крепление одной гайкой мне казалось ненадёжным. Однако, поместив рычаг и лишь слегка наживив гайку, я увидел, что рычаг держится за шкив вполне уверено. При помощи плоскогубцев и мускульной силы придав рычагу изогнутую форму (сгибается она относительно легко, главное - не сломать), я приспособил его на место и затянул гайку. Крепление на одну гайку оказалось весьма надёжным. Все варианты крепления подразумевают, что при нормальной работе педали газа, трос сервопривода будет проскальзывать сквозь место крепления, тем самым не создавая излишнего сопротивления. Осталось соединить два троса идущей в комплекте скобой, разрезать вакуумный шланг от усилителя тормозов, воткнуть в него тройник и прицепить шлангом сервопривод. Отрезанные куски вакуумного шланга тормозов я затянул хомутами, провода и шланг сервопривода спрятал в гофру.
ПроводкаИзучив схему автомобиля, я нашёл, что сигнал скорости выводится на панель приборов (разъём M01-B, контакт 24, зелёный провод с оранжевой полосой).
Провода подключаются при помощи скотчлоков, идущих в комплекте: надеваем скотчлок на провод, к которому подключаемся, запихиваем в него провод, который подключаем, плоскогубцами сжимаем скотчлок, чтобы металлическая скоба прорезала изоляцию и врезалась в провода, и закрываем защёлку.
Минус подключается при помощи скобы прямо к винту на корпусе автомобиля. Два провода +12 и тормоз я подключил прямо около выключателя педали тормоза. В машине оказался специальный кругляшок, ведущий в моторный отсек. В нём я проделал дырку и протолкнул туда провода, идущие к вакуумному приводу.
Электронный модульИнструкция предписывает жёстко прикрутить модуль к корпусу, но я не нашёл подходящее место. Облазив всё нутро, я решил, что подходящим местом будет пространство над верхними воздуховодами за центральной консолью. Блок намертво прилепился при помощи двустороннего скотча. Кнопки
ТестыПрогнав по тестам и убедившись, что всё работает, я сделал пробный выезд. Не успел я отъехать пару метров, как индикатор на блоке замигал. Значит, необходимо отрезать провод, выбирающий частоту импульсов. Надо сказать, что эта модель может работать только с двумя вариантами частоты импульсов: 1250 импульсов на километр и (если разрезать провод-петельку) - 8000 импульсов на километр. Круиз-контроль должен начинать работать со скорости 40 км/ч, т.е. с 14 или 90 импульсов в секунду. При этом его диапазон работы (судя по отзывам в интернете) примерно пятикратный - т.е. до 70 или 450 импульсов в секунду соответственно. Почти все европейские автомобили, включая не только мой, но и продукцию нашего замечательного АвтоВАЗа, следуют европейским нормам и дают около 6000 импульсов на километр (или 10000 импульсов на милю). Т.е., когда я еду 60 км/ч, круиз-контроль думает, что я ползу всего 45 км/ч. Таким образом, он начинает работать только тогда, когда я разгонюсь до 53 км/ч. Однако, если кому случится ставить эту систему на автомобиль японского производства, всё может оказаться не так шоколадно: япономарки выдают, по своим японским стандартам, 2500 импульсов на километр. Иначе говоря, при необрезанном проводе круиз-контроль начнёт работать с 20 км/ч и закончит на 100 (а то и раньше). А при обрезанном проводе - аж со 128 км/ч. Говорят, лишь Nissan отличился и выдаёт 1250 импульсов на километр. В любом случае владельцем "японцев" при необходимости рекомендую рассмотреть модели круиз-контроля подороже, которые регулируются на самые различные частоты импульсов. Для машин с ручной коробкой передач есть вариант подключения к импульсам тахометра. В этом случае круиз-контроль будет поддерживать не скорость, а обороты двигателя, что, при условии движения на одной передаче - одно и то же. Соответственно, если импульсы идут с частотой 2 импульса на оборот двигателя - это будет соответствовать диапазону от 430 до 2700 оборотов в минуту. На электронном модуле присутствует переключатель чувствительности. При среднем положении (позиция по умолчанию) круиз-контроль задумчиво реагировал на изменение скорости автомобиля: при движении в горку мог сильно потерять в скорости, а при окончании подъёма, наоборот, слишком разогнать автомобиль. Перевод переключателя в положение H (высокая чувствительность) решил проблему. Круиз-контроль уверенно, но при этом плавно поддерживает скорость. ДоработкиЗащита от переключения в нейтраль
Для этого я использовал герконовое реле, приобретённое в "Вольтмастере" за 60 рублей. Оно рассчитано на ток до 0,5 ампера, очень маленькое, обмотка потребляет всего около 12 мА. Посмотрев внимательно схему, я увидел набор проводов, идущих отдельной колодкой (M01-C, см. изображение выше) к той же самой панели приборов. Четыре провода плюсовым напряжением отмечают выбранное положение селектора, каждый провод для своего положения. Реле, через два диода, я подсоединил к выводам "D" и "P" (контакты 4 и 1, соответственно) коробки передач. Позиция "P" нужна для того, чтобы прогнать диагностические тесты на стоящей машине. Проверка показала - при переводе рычага в N, обороты двигателя лишь немного дёргаются вверх, а затем падают: защита работает. ИндикацияСледующее, что меня волновало, это то, что на приборной панели есть места для лампочек CRUISE и SET, которые используются с круиз-контролем в других комплектациях автомобилей. Детальный осмотр показал, что злобные корейцы не доложили в мой автомобиль не только сам круиз-контроль, но и провода, идущие к этим лампочкам, и даже клеммы в разъёме, и, что самое возмутительное, даже не впаяли светодиоды и смежные элементы на отведённые для этого места на плате приборной панели.
Первым делом необходимо было восстановить индикацию в панели приборов. На месте данных индикаторов должны быть светодиоды (размер 3528, 20 мА). Они подключаются через резисторы. Чтобы уменьшить нагрузку на резисторы корейцы придумали впаивать две штуки (размер 1206) на 1,5 кОм параллельно, дающие вместе сопротивление 0,75 кОм. Параллельно светодиоду подключается сопротивление 1 кОм (размер 0805), и ещё вся цепь защищается диодом (размер SMA, на 1А). Всё это было куплено в упомянутом «Вольтмастере». Самое дорогое из всего вышеперечисленного – светодиоды, по 10 рублей за штуку. Остального я взял по 10 штук - с запасом, в сумме менее чем на тридцатку. Элементы очень мелкие, и главное в деле их пайки - не чихнуть, а ещё следить, чтобы резисторы не липли к пальцам.
- диод форм-фактора SMA D41 - два резистора размера 1206 на 1,5 кОм – R169, R170 - резистор размера 0805 на 1 кОм – R171 - светодиод размера 3528 - LED42 За коим-то недугом на моей плате на место R169 уже был впаян резистор на 3,3 килоОма. Изучив схему так и эдак, я не нашёл где ещё может этот резистор использоваться, кроме как в цепи светодиода CRUISE, поэтому он был нещадно выпаян. Индикатор SET подключается похожим образом (на рисунке отмечено синим): диод D42, резисторы 1,5к R172 и R173, резистор 1к R174, и светодиод LED43. Для индикатора CRUISE я взял жёлтый светодиод, а для SET выбрал светодиод пижонского синего цвета.
Индикатор "CRUISE"
- оранжевый - по нему постоянно подаётся +12 вольт, он завязан с проводом, идущим от зажигания; - коричневый - он замыкается с оранжевым при нажатии на кнопку ON/OFF; - жёлтый - он замыкается с оранжевым при нажатии кнопки SET - напрямую, а при нажатии на RESET - через сопротивление 1,5 килоОма; - зелёный - когда круиз-контроль включен, он замыкается на массу (на нём появляется минус), и через резистор 1 килоОм зажигается светодиод.
Проблему помогла решить сестра-близняшка нашей старой знакомой герконовой релюшки: при появлении между оранжевым и зелёным проводом напряжения, она замыкает оранжевый провод на выход, а выход уже идёт к индикатору на панели приборов. Индикатор "SET"
Внутри сервопривода прячется подвижная мембрана, которая делит собой внутренний объём на две камеры и тянет трос. Первая камера (та, которая со стороны троса) постоянно соединена через дырочки с атмосферой. Во второй же присутствуют два электромагнитных клапана: первый связывает её с атмосферой, другой - с вакуумной магистралью. Атмосферный клапан нормально открыт, давление с обеих сторон мембраны одинаково, и трос вытягивается усилием пружины на дроссельной заслонке.
В случае если провода оборвутся, напряжение на атмосферном клапане пропадёт, атмосферный воздух свободно хлынет в камеру и натяжение троса моментально ослабнет. То же самое происходит, когда круиз-контроль прекращает поддерживать скорость (например, при нажатии педали тормоза).
Чтобы на панели приборов загорелась лампа SET, нужно на контакт 21 разъёма M01-B подвести "минус". И опять на помощь спешит реле. Обмотку подключаем к чёрному и красному проводам, идущим на атмосферный клапан в сервопривод, а контакты геркона подключаем на разъем панели приборов и на массу. РезюмеПотратив в сумме менее 9 тысяч рублей, и несколько часов времени, удалось дооснастить свой автомобиль системой круиз-контроля. При пробной поездке по 125-км маршруту до кафешки в Ульяновской области, круиз-контроль показал себя достойно, уверенно удерживая скорость и на спусках, и на подъёмах, не отклоняясь даже на резких изгибах дороги более чем на 5 км/ч от заданной скорости. Возникшие неисправностиЧто делать, если круиз-контроль Waeco MagicSpeed MS-50 заедает (залипает) и не сбрасывает газ? После нескольких месяцев эксплуатации стала обнаруживаться неприятная деталь: после работы круиз контроль мог «залипнуть»: не отпускать, или очень медленно отпускать педаль газа: у пружины дроссельной заслонки не хватало усилий вытянуть трос. Такая ситуация может представлять серьёзную опасность. Но, к счастью, строгое следование как правилам дорожного движения, так и правилу не использовать круиз-контроль в плотном трафике, позволили легко и без последствий обнаружить возникшую неисправность.
При нормальных условиях, если взяться за кончик троса, присоединённый к рычагу дроссельной заслонки и попытаться его запихать внутрь, он должен легко и свободно заходить. Но тут трос где-то заел. Причиной нарушения работы стал перегрев и деформация рубашки троса, которая была размещена над выпускным коллектором (см. выше). Оказалось, сервопривод собран без единого шурупа, исключительно на пластиковых защёлках. Применив силу и немного грубо подковырнув в местах зацепления принимающую (переднюю) часть, удалось отсоединить её от остальной части сервопривода. Задняя часть от центральной отсоединилась куда проще (хотя в этом не было необходимости). Относительно легко удалось разобрать блок на составные части и отсоединить трос. Хотя вытянуть внутренний стальной трос из оболочки (рубашки) не удалось – он за что-то цеплялся с неимоверной силой.
Как оказалось, трос один-к-одному похож на велосипедный трос переключателя скоростей, с цилиндрическим набалдашником. В веломагазинах такие продают «на развес» - можно выбрать трос любой длины, отдельно продают рубашки для них. Длина рубашки штатного троса круиз-контроля около 110 см. Диаметр троса 1мм, а рубашки – 5 мм. Продают какие-то «современные» тросы с пластиковой рубашкой, в которую вплавлена стальная сетка. Наружный диаметр такой рубашки чуть поменьше – около 4,5мм, и трос внутри неё ходит с натяжкой – такие рубашки брать не следует! Если взять за свободный кончик, трос должен легко и без усилий и заметного сопротивления заталкиваться в рубашку и вытягиваться обратно, даже если рубашка скручена в кольцо на полтора оборота. По снятому с сервопривода образцу в веломагазине были найдены подходящий трос и рубашка, отрезаны нужной длины, обрезанные концы рубашки заключены в колпачки, которые удалось обжать обычными кусачками. Затем вся конструкция собрана и установлена на место. Трос, как и вакуумный шланг и провода, был помещён в отдельную пластиковую гофру, и все вместе обёрнуты теплоизоляционным материалом. С тех пор работа круиз-контроля не вызывала нареканий. Этим же фокусом, кстати, можно воспользоваться для того чтобы заменить трос круиз-контроля на трос большей, или меньшей длины, если выбранное место размещения сервопривода не позволяет проложить трос должным образом. Материалы по темеУстановка Круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS 50. Выполнил piton-22. Установка на машину с МКПП, показана установка выключателя сцепления. Установка круиз-контроля Magic Speed MS-300 на Chevrolet Lacetti 1.6 MT. Установка круиз-контроля MS-50 от Waeco на Hyundai Tucson 2.0 АКПП. Автор utug. Описан вариант подключения индикации CRUISE и SET. Установил круиз-контроль WAECO MS50 на Qualis с установкой магнитного датчика скорости на привод колеса. Выполнил IgMar. Установка круиз–контроля (pdf, 692кБ). Waeco MS50 на Toyota Town Ace NoaH, 98’. Автор: Савельев Сергей. Показано подключение магнитного датчика скорости на карданный вал. Установка Круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS50 на Hyundai Matrix. Выполнил p0int. Установка круиз-контроля Waeco Ms-400 на Mitsubishi Lancer 1.6 MT. Автор: Николай Копанев. Круиз контроль на ВАЗ. Waeco MagicSpeed MS400 на ВАЗ-2106. Выполнил sanika064. Установка круиз контроль. WAECO MS 50 на Volkswagen Caravelle. Выполнил viktor431h. 5 ms; mod: Mon, 11 Jan 2021 09:39:36 GMT; gen: Thu, 21 Nov 2024 11:25:22 GMT |