Установка круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS-50 на Kia Cerato LD 1.6л 2008 г/в.


Автор: Погребняк Дмитрий.


См.также мой перевод инструкции по установке Waeco MagicSpeed MS-50 на русский.


Предисловие


Иногда возникает нужда совершить небольшую поездку на своём автомобиле по загородной трассе. Скорость я превышать не люблю и, как правило, пользуюсь свободными дорогами, поэтому весь процесс вождения заключается в поддержании постоянной скорости автомобиля. Довольно быстро правая нога устаёт отплясывать этот затейливый акселераторный твист, а взгляд вынужден то и дело отрываться от созерцания проплывающих пейзажей, знаков и идиотов на встречке, дабы сосредоточиться на стрелке спидометра.

Благо, за последние сто лет автомобильная промышленность шагнула далеко вперёд и изрыгнула на свет такое явление как "круиз-контроль" - систему, поддерживающую заданную скорость движения. К несчастью, шагнула она так далеко, что перепрыгнула большинство произведённых автомобилей, включая и мой Kia Cerato LD (рестайл) 2008 года выпуска, внутри которого поселился бензиновый двигатель 1,6 литра, отродясь не комплектовавшийся этой замечательной системой поддержания скорости, зато способный гордо похвастаться раритетным механическим тросиковым приводом дроссельной заслонки.

Помочь беде таких как я вызвалась немецкая фирма Waeco, специализирующаяся на производстве всяких автомобильных холодильников и прочих подогревов для попы. Они явили свету несколько разновидностей комплектов для установки круиз-контроля практически на любой автомобиль, объединённых общим названием MagicSpeed. Среди них более "навёрнутые" - системы MS 400 и MS 700, имеющие кучу настроек, пульт управления к которым необходимо приобретать отдельно, на выбор один из трёх разновидностей.

Самая же простая система - MS50, требует от автомобиля всего ничего: бортовой сети 12 вольт, наличия разряжения (вакуума) и механического привода дроссельной заслонки. В комплекте уже идёт всё необходимое, включая пульт. Система делает всё то, что нужно от круиз-контроля: оперируя дроссельной заслонкой, поддерживает скорость на заданном уровне, позволяет немного увеличить и уменьшить скорость одиночными нажатиями кнопки и восстановить предыдущую запомненную скорость.

Скорость может считываться как с датчика скорости автомобиля, так и путём установки дополнительного магнитного сенсора (который идёт в комплекте) на какую-нибудь вращающуюся деталь вроде карданного вала, или привода колеса.


Покупка


Немного поразмыслив, страшно желая дооснастить свой автомобиль круиз контролем, но не желая переплачивать лишку, я остановил свой выбор именно на модели MS-50. Спрос на подобные чудные штуки у нас в стране не велик, поэтому найти в Самаре не представлялось возможным. Зато нашлось несколько предложений для заказа через интернет. За 7800 рублей предлагал эту систему сайт avtokomfort.biz (не сочтите за рекламу) обещающий выслать заказ куда угодно после предоплаты. Оформить заказ получилось легко и просто; при оплате перевода в банке с меня взяли 3 процента сверху (+ 234 рубля), фотографию квитанции я отправил менеджеру, и уже на следующей день мне на е-маил пришла копия транспортной накладной. Отправка была осуществлена транспортной компанией "Деловые линии". Ожидая доставки, я решил почитать отзывы об этих "линиях" - и ужаснулся. Интернет кишит историями, что если они не украдут груз, то потеряют, если не потеряют, то поломают, а если не поломают, то приедет он через месяц, не ранее. Страху нагонял же сервис онлайн-мониторинга груза у них на сайте, который через день ожидаемую дату доставки, и так намеченную аж на через неделю после отправки, отодвинул ещё на день. Тем не менее, на третий день после отправки раздался звонок и девушка сообщила, что груз прибыл, предложила приехать и забрать его, что я и сделал в тот же день, отдав транспортной компании за труды ещё 320 рублей.


Подготовка


На мою робкую попытку узнать: не соблаговолит ли многоуважаемый официальнейший из дилеров взяться за установку такой мелочи на мой автомобиль, и за какие земные блага в рублёвом эквиваленте, от меня отмахались как от полуночного призрака.

Подумав, что совсем я уж разленился за четыре почти с половиной года владения иномаркой, уже скоро забуду, как отвёртку в руках держать, я решил всё сделать самостоятельно.

Комплект круиз-контроля состоит из трёх частей:

- электронного модуля, который и принимает решение нажать на газ или отпустить;

- вакуумного сервопривода, который, под руководством упомянутого блока, поддавшись силе могучего вакуума и атмосферному давлению, тянет дроссельную заслонку;

- и блока кнопочек, которым вся эта конструкция управляется.

Есть ещё индуктивный датчик скорости, который нужен, если автомобиль не передаёт сигнал скорости. А также пучок проводов, всё это соединяющий, и куча всяких винтиков, шпунтиков, железочек и прочих побрякушек, необходимых для установки.

Вся эта канитель снабжена инструкцией на куче нерусских языков. Благо, моего знания английского оказалось достаточно.

Электрическое подключение к автомобилю заключается в прикручивании в нужные места пяти проводов:

- постоянный плюс от аккумулятора,

- провод, идущий от выключателя к лампам стоп сигналов,

- питание, до 3х ампер, подключаемое к зажиганию,

- масса (минус),

- и провод, на который должны подаваться импульсы скорости.

Первые два провода просто прикручиваются к проводам, идущим до и после выключателя стоп-сигналов. В случае, если на автомобиле механическая коробка передач, то в разрыв провода, идущего после выключателя, добавляется геркон, который размыкает цепь при нажатии на педаль сцепления. Этот провод всегда замкнут на массу через лампы стоп-сигналов. Если замыкание на массу пропадёт, или он будет замкнут на "плюс", то круиз-контроль отключится. Для автомобилей с диодными стоп-сигналами это может быть проблемой, т.к. диодные лампы не дают замкнуться на корпус (проблему можно решить установкой параллельно диодным стоп-сигналам какой-нибудь нагрузки, например, небольшой лампочки). Если же по какой-либо причине провод оборвётся, это также приведёт к отключению круиз-контроля, что очень хорошо.

Самым сложным во всём этом деле оказалось подобрать места куда устанавливать вышеперечисленные три устройства. Полежав пару часиков в глубоком раздумье, вооружившись скачанной из интернета схемой на свой самодвижущийся агрегат, а также инструкцией по его разборке, я побрёл колхозить всё это на автомобиль.


Вакуумный сервопривод


Казалось бы, хорошее место на стакане
Казалось бы, хорошее место на стакане
Хорошо висит
Хорошо висит
Эта модель круиз-контроля использует вакуумный сервопривод. В этом есть свои плюсы для безопасности: при отключении двигателя и пропадании разряжения в вакуумной магистрали он перестаёт тянуть дроссель. В то же время, движение заслонки осуществляется при помощи атмосферного давления и разряжения, что не нагружает электрическую сеть. К приводу подходят всего три провода с управляющими сигналами и вакуумная трубка.

Проблемой является поиск места для его закрепления. Вначале я обнаружил две замечательные дырочки на "стакане", в которые как в родные ввернулись винты крепления - ничего сверлить оказалось не нужно, только чуток расточить отверстия на креплении сервопривода. Но, так как трос оказался лежащим поверх двигателя, я решился-таки проделать пару дырок диаметром 3мм в перегородке автомобиля и перенести сервопривод туда. Несмотря на то что сервопривод надёжно висел на вновь обозначенном месте, а провода, трубка и трос огибали двигатель и ни за что не задевали, ВАРИАНТ КРЕПЛЕНИЯ НА ПЕРЕГОРОДКУ ОКАЗАЛСЯ ПЛОХИМ! Дело в том, что трос, выходящий из сервопривода оказался аккурат над отверстием в кожухе выпускного коллектора. Выпускной коллектор может нагреваться до 200-300 градусов.

Вакуумный сервопривод <b>ПЛОХОЙ ВАРИАНТ КРЕПЛЕНИЯ!</b>
Вакуумный сервопривод ПЛОХОЙ ВАРИАНТ КРЕПЛЕНИЯ!
Крепление сервопривода на перегородке <b>ПЛОХОЙ ВАРИАНТ!</b>
Крепление сервопривода на перегородке ПЛОХОЙ ВАРИАНТ!

Летом в жару, при работающем кондиционере в пробках вентиляция подкапотного пространства практически отсутствует, и поток горячего воздуха от выпускного коллектора обдаёт всё, что находится над отверстием кожуха. В результате пары часов в пробке может оказаться достаточно, чтобы в этом месте трос перегрелся и его рубашка деформировалась. После такой деформации трос не может свободно перемещаться и заклинивает, не желая отпускать газ. Такая картина произошла и у меня.

Оказалось, что трос не так уж и сложно заменить. Он точь-в-точь соответствует миллиметровому велосипедному тросу переключения скоростей с рубашкой 5мм.

Подробнее о замене читайте в главе «Возникшие неисправности». Со второй попытки был приобретён трос большей длины, достаточной, чтобы поместить сервопривод на «стакане», прикрутив его к тем заманчивым дырочкам. Чтобы избежать перегрева и оплавления в дальнейшем, все провода, вакуумная трубка и, главное, трос на участке над выпускным коллектором, были обёрнуты в пластиковую гофру, и сверху обмотаны теплоизоляционным материалом, который перераспределит тепло по большей поверхности, не давая проводам и тросу перегреваться в одних и тех же местах.


Удлинённый трос тяги и теплоизоляция
Удлинённый трос тяги и теплоизоляция

Проверить работоспособность троса очень просто: одной рукой придерживайте дроссельную заслонку в открытом положении (или попросите ассистента выжать педаль газа), другой – попробуйте подвигать кончик троса. Трос должен абсолютно легко без всяких сопротивлений заходить внутрь рубашки на весь рабочий ход (4 см) и также легко вытаскиваться обратно. Если трос заходит с заметным усилием, или, тем более, не удаётся протолкнуть его вообще – то это уже повод для беспокойства. Рекомендую в таком случае не пользоваться круиз-контролем до замены троса.


Вторая трудность - это крепление тяги троса к дроссельной заслонке. В общем случае на автомобилях с тросом газа можно прикрутить крепление к горизонтальному участку тросика и на этом закончить, но в моём случае оказалось, что горизонтального участка почти и нет: трос газа уходит в кабель почти сразу за шкивом дроссельной заслонки.

Покрутив-повертев в руках железочку, идущую в комплекте, я не придумал как хорошо её прикрутить к шкиву. А крепление одной гайкой мне казалось ненадёжным. Однако, поместив рычаг и лишь слегка наживив гайку, я увидел, что рычаг держится за шкив вполне уверено. При помощи плоскогубцев и мускульной силы придав рычагу изогнутую форму (сгибается она относительно легко, главное - не сломать), я приспособил его на место и затянул гайку. Крепление на одну гайку оказалось весьма надёжным.

Все варианты крепления подразумевают, что при нормальной работе педали газа, трос сервопривода будет проскальзывать сквозь место крепления, тем самым не создавая излишнего сопротивления.

Осталось соединить два троса идущей в комплекте скобой, разрезать вакуумный шланг от усилителя тормозов, воткнуть в него тройник и прицепить шлангом сервопривод. Отрезанные куски вакуумного шланга тормозов я затянул хомутами, провода и шланг сервопривода спрятал в гофру.

Крепление к шкиву дроссельной заслонки
Крепление к шкиву дроссельной заслонки
Педаль газа нажата на 50%
Педаль газа нажата на 50%
Педаль газа нажата на 100%
Педаль газа нажата на 100%


Проводка


Изучив схему автомобиля, я нашёл, что сигнал скорости выводится на панель приборов (разъём M01-B, контакт 24, зелёный провод с оранжевой полосой).

Левый разъём на приборной панели
Левый разъём на приборной панели
Правый разъём на приборной панели
Правый разъём на приборной панели
Средний разъём на приборной панели от АКПП
Средний разъём на приборной панели от АКПП

Провода подключаются при помощи скотчлоков, идущих в комплекте: надеваем скотчлок на провод, к которому подключаемся, запихиваем в него провод, который подключаем, плоскогубцами сжимаем скотчлок, чтобы металлическая скоба прорезала изоляцию и врезалась в провода, и закрываем защёлку.

Провода и вакуумная трубка под капотом, обёрнутые в гофру
Провода и вакуумная трубка под капотом, обёрнутые в гофру
Провод питания от зажигания я решил подключить после предохранителя 10А, идущего на инструментальный кластер (панель приборов). Можно было бы, конечно, подключиться к левому разъёму панели приборов (M01-A, контакт 10, коричневый провод с оранжевой полосой), но я врезался в этот же провод, идущий на кнопку отключения TCS.

Минус подключается при помощи скобы прямо к винту на корпусе автомобиля.

Два провода +12 и тормоз я подключил прямо около выключателя педали тормоза.

В машине оказался специальный кругляшок, ведущий в моторный отсек. В нём я проделал дырку и протолкнул туда провода, идущие к вакуумному приводу.


Электронный модуль
Электронный модуль

Электронный модуль


Инструкция предписывает жёстко прикрутить модуль к корпусу, но я не нашёл подходящее место. Облазив всё нутро, я решил, что подходящим местом будет пространство над верхними воздуховодами за центральной консолью. Блок намертво прилепился при помощи двустороннего скотча.


Кнопки


Блок управления
Блок управления
Труднее всего было найти место для кнопок, чтобы к ним не приходилось тянуться, и они не мешались. Хорошим вариантом для меня показалось прикрепить их на рулевую колонку, но, если справа мешается ключ зажигания, то слева оказалось очень удобное место. При этом кнопка SET, увеличивающая скорость, оказалась вверху, что мне ближе и роднее (правда, надписи получились вверх ногами и не видно индикатора включения; кроме того, кнопки гладкие и их не очень удобно различать тактильно).


Тесты


Прогнав по тестам и убедившись, что всё работает, я сделал пробный выезд. Не успел я отъехать пару метров, как индикатор на блоке замигал. Значит, необходимо отрезать провод, выбирающий частоту импульсов.

Надо сказать, что эта модель может работать только с двумя вариантами частоты импульсов: 1250 импульсов на километр и (если разрезать провод-петельку) - 8000 импульсов на километр. Круиз-контроль должен начинать работать со скорости 40 км/ч, т.е. с 14 или 90 импульсов в секунду. При этом его диапазон работы (судя по отзывам в интернете) примерно пятикратный - т.е. до 70 или 450 импульсов в секунду соответственно.

Почти все европейские автомобили, включая не только мой, но и продукцию нашего замечательного АвтоВАЗа, следуют европейским нормам и дают около 6000 импульсов на километр (или 10000 импульсов на милю). Т.е., когда я еду 60 км/ч, круиз-контроль думает, что я ползу всего 45 км/ч. Таким образом, он начинает работать только тогда, когда я разгонюсь до 53 км/ч.

Однако, если кому случится ставить эту систему на автомобиль японского производства, всё может оказаться не так шоколадно: япономарки выдают, по своим японским стандартам, 2500 импульсов на километр. Иначе говоря, при необрезанном проводе круиз-контроль начнёт работать с 20 км/ч и закончит на 100 (а то и раньше). А при обрезанном проводе - аж со 128 км/ч.

Говорят, лишь Nissan отличился и выдаёт 1250 импульсов на километр. В любом случае владельцем "японцев" при необходимости рекомендую рассмотреть модели круиз-контроля подороже, которые регулируются на самые различные частоты импульсов.

Для машин с ручной коробкой передач есть вариант подключения к импульсам тахометра. В этом случае круиз-контроль будет поддерживать не скорость, а обороты двигателя, что, при условии движения на одной передаче - одно и то же. Соответственно, если импульсы идут с частотой 2 импульса на оборот двигателя - это будет соответствовать диапазону от 430 до 2700 оборотов в минуту.

На электронном модуле присутствует переключатель чувствительности. При среднем положении (позиция по умолчанию) круиз-контроль задумчиво реагировал на изменение скорости автомобиля: при движении в горку мог сильно потерять в скорости, а при окончании подъёма, наоборот, слишком разогнать автомобиль. Перевод переключателя в положение H (высокая чувствительность) решил проблему. Круиз-контроль уверенно, но при этом плавно поддерживает скорость.


Доработки

Защита от переключения в нейтраль


Герконовое реле TRR1A12F00
Герконовое реле TRR1A12F00
Первая проблема, которая меня волновала, это возможность того, что в результате неловкого движения, или если экспрессивный пассажир, жестикулируя ногами в течение своего восторженного монолога, заденет селектор коробки передач, коробка перейдёт в нейтральный режим. Двигатель, потеряв связь с колёсами, начнёт крутиться на максимальных оборотах, а заботливый круиз-контроль, почувствовав замедление автомобиля, будет всё сильнее и сильнее тянуть привод дроссельной заслонки.

Схема защиты от переключения в нейтраль
Схема защиты от переключения в нейтраль
Поэтому я решил вставить какую-нибудь защиту, чтобы, при включении режима N или выключении режима D, круиз-контроль отключался. Решение пришло глядя на схему подключения педали сцепления (которой у меня нет). Чтобы отключить круиз-контроль, достаточно разорвать цепь, идущую от выключателя стоп-сигналов.

Для этого я использовал герконовое реле, приобретённое в "Вольтмастере" за 60 рублей. Оно рассчитано на ток до 0,5 ампера, очень маленькое, обмотка потребляет всего около 12 мА. Посмотрев внимательно схему, я увидел набор проводов, идущих отдельной колодкой (M01-C, см. изображение выше) к той же самой панели приборов. Четыре провода плюсовым напряжением отмечают выбранное положение селектора, каждый провод для своего положения. Реле, через два диода, я подсоединил к выводам "D" и "P" (контакты 4 и 1, соответственно) коробки передач. Позиция "P" нужна для того, чтобы прогнать диагностические тесты на стоящей машине.

Проверка показала - при переводе рычага в N, обороты двигателя лишь немного дёргаются вверх, а затем падают: защита работает.


Индикация


Следующее, что меня волновало, это то, что на приборной панели есть места для лампочек CRUISE и SET, которые используются с круиз-контролем в других комплектациях автомобилей.

Детальный осмотр показал, что злобные корейцы не доложили в мой автомобиль не только сам круиз-контроль, но и провода, идущие к этим лампочкам, и даже клеммы в разъёме, и, что самое возмутительное, даже не впаяли светодиоды и смежные элементы на отведённые для этого места на плате приборной панели.

SMD-элементы: диод SMA, резистор 0805 1к, резистор 1206 1,5к, светодиод 3528 и монета 10 копеек
SMD-элементы: диод SMA, резистор 0805 1к, резистор 1206 1,5к, светодиод 3528 и монета 10 копеек

Первым делом необходимо было восстановить индикацию в панели приборов. На месте данных индикаторов должны быть светодиоды (размер 3528, 20 мА). Они подключаются через резисторы. Чтобы уменьшить нагрузку на резисторы корейцы придумали впаивать две штуки (размер 1206) на 1,5 кОм параллельно, дающие вместе сопротивление 0,75 кОм. Параллельно светодиоду подключается сопротивление 1 кОм (размер 0805), и ещё вся цепь защищается диодом (размер SMA, на 1А). Всё это было куплено в упомянутом «Вольтмастере». Самое дорогое из всего вышеперечисленного – светодиоды, по 10 рублей за штуку. Остального я взял по 10 штук - с запасом, в сумме менее чем на тридцатку. Элементы очень мелкие, и главное в деле их пайки - не чихнуть, а ещё следить, чтобы резисторы не липли к пальцам.

Стрелки
Стрелки
Для начала необходимо разобрать приборную панель. Она собрана исключительно на защёлках, требуется лишь небольшая ловкость, чтобы отстегнуть заднюю стенку – нужно одновременно отжать много защёлок. И потребуется отвёртка, чтобы просунуть её со стороны платы и нажать одно из креплений-защёлок стекляшки на спидометре. Сложность может вызвать снятие стрелок. Тем не менее, они просто крепко сидят на оси и ни за что не держатся. Нужно лишь аккуратно потянуть. Плата держится за среднюю секцию исключительно посредством ЖК-экрана. Плавно отодвигая плату нужно добиться, чтобы ножки экрана вышли из разъёма на плате. При сборке потребуется попасть ножками экрана в разъём на плате и легко надавить на края экрана, чтобы он надёжно вошёл в разъём. Главное - не погнуть ему ножки.

Припаял, как умел
Припаял, как умел
Недостающие элементы
Недостающие элементы
Итак, для того чтобы восстановить схему индикатора CRUISE потребуется впаять (места на рисунке обведены красным):

- диод форм-фактора SMA D41

- два резистора размера 1206 на 1,5 кОм – R169, R170

- резистор размера 0805 на 1 кОм – R171

- светодиод размера 3528 - LED42

За коим-то недугом на моей плате на место R169 уже был впаян резистор на 3,3 килоОма. Изучив схему так и эдак, я не нашёл где ещё может этот резистор использоваться, кроме как в цепи светодиода CRUISE, поэтому он был нещадно выпаян.

Индикатор SET подключается похожим образом (на рисунке отмечено синим): диод D42, резисторы 1,5к R172 и R173, резистор 1к R174, и светодиод LED43.

Для индикатора CRUISE я взял жёлтый светодиод, а для SET выбрал светодиод пижонского синего цвета.


Пин аудио-кабеля
Пин аудио-кабеля
Кабель CD-Аудио
Кабель CD-Аудио
Следующим шагом было восстановление коннектора, в котором не хватает пинов на соответствующих местах. Разъём оказался очень редким и специфичным. Переломав несколько разных похожих разъёмов от различных магнитол, мне так и не удалось найти аналогичный пин. Но порывшись в ящиках, я отыскал провод, использовавшийся раньше в компьютерах, чтобы соединять аудио выход CD-привода и звуковую карту. Хотя его пины оказались далеко не идеальны и не хотели сразу входить в разъём, когда я повернул их бочком и протолкнул при помощи отвёртки, они довольно хорошо вошли внутрь разъёма и заняли подобающие места. Пусть они не защёлкнуты, но, по крайней мере, держатся, не вываливаются и обеспечивают контакт.


Индикатор "CRUISE"


Схема блока управления Waeco MagicSpeed MS-50
Схема блока управления Waeco MagicSpeed MS-50
Рассмотрим схему блока управления моим круиз-контролем. Туда подходит всего четыре провода:

- оранжевый - по нему постоянно подаётся +12 вольт, он завязан с проводом, идущим от зажигания;

- коричневый - он замыкается с оранжевым при нажатии на кнопку ON/OFF;

- жёлтый - он замыкается с оранжевым при нажатии кнопки SET - напрямую, а при нажатии на RESET - через сопротивление 1,5 килоОма;

- зелёный - когда круиз-контроль включен, он замыкается на массу (на нём появляется минус), и через резистор 1 килоОм зажигается светодиод.

Подключение индикатора "CRUISE"
Подключение индикатора "CRUISE"
Итак, чтобы вывести индикацию на панель, нас интересует зелёный провод, зажигающий светодиод, на котором появляется минус. Изучение схемы панели приборов автомобиля показало, что, чтобы зажечь лампочку CRUISE, необходимо на контакт 20 разъёма M01-B подать плюс.

Проблему помогла решить сестра-близняшка нашей старой знакомой герконовой релюшки: при появлении между оранжевым и зелёным проводом напряжения, она замыкает оранжевый провод на выход, а выход уже идёт к индикатору на панели приборов.


Индикатор "SET"


Устройство вакуумного сервопривода
Устройство вакуумного сервопривода
На приборной панели предусмотрена лампа SET, которая должна зажигаться, когда скорость задана и круиз-контроль её поддерживает. Очень хотелось её задействовать, но, оказалось, штатного индикатора в этом круиз-контроле нет. Тут внимание упало на вакуумный сервопривод.

Внутри сервопривода прячется подвижная мембрана, которая делит собой внутренний объём на две камеры и тянет трос. Первая камера (та, которая со стороны троса) постоянно соединена через дырочки с атмосферой. Во второй же присутствуют два электромагнитных клапана: первый связывает её с атмосферой, другой - с вакуумной магистралью. Атмосферный клапан нормально открыт, давление с обеих сторон мембраны одинаково, и трос вытягивается усилием пружины на дроссельной заслонке.

Вакуумный сервопривод Waeco MS-50 внутри, задняя крышка снята
Вакуумный сервопривод Waeco MS-50 внутри, задняя крышка снята
Вакуумный сервопривод Waeco MS-50 внутри, передняя часть и подвижная мембрана
Вакуумный сервопривод Waeco MS-50 внутри, передняя часть и подвижная мембрана
Блок электромагнитов вакуумного сервопривода Waeco MS-50
Блок электромагнитов вакуумного сервопривода Waeco MS-50

Подключение индикатора "SET"
Подключение индикатора "SET"
Когда круиз-контроль включается в работу, на красном и чёрном проводах появляется напряжение (по замерам - около 11 вольт, чёрный - плюс, красный – общий, минус), клапан закрывается, тем самым лишая камеру связи с атмосферой. Но давление воздуха с обеих сторон мембраны по-прежнему одинаково. Когда требуется натянуть трос, электронный модуль подаёт кратковременные импульсы по красному и белому проводам, которые идут к нормально-закрытому вакуумному клапану. Клапан приоткрывается, в вакуумную магистраль уходит небольшая порция воздуха, и атмосферное давление в первой камере начинает толкать мембрану и натягивать трос. Когда необходимо сбросить газ, т.е. уменьшить натяжение троса, блок управления кратковременно прекращает подачу напряжения на атмосферный клапан, что вызывает его открытие. Поступающий атмосферный воздух уменьшает разницу давлений в камерах и трос, под силой пружины дроссельной заслонки, вытягивается.

В случае если провода оборвутся, напряжение на атмосферном клапане пропадёт, атмосферный воздух свободно хлынет в камеру и натяжение троса моментально ослабнет. То же самое происходит, когда круиз-контроль прекращает поддерживать скорость (например, при нажатии педали тормоза).

Индикация в работе
Индикация в работе
Итак, из вышеописанного можно заметить, что практически весь период времени, когда круиз-контроль занят поддержанием скорости, между красным и чёрным проводами присутствует напряжение. Оно краткими импульсами пропадает лишь когда круиз-контроль отпускает дроссельную заслонку (при движении с горы, или сразу после подъёма), и полностью исчезает, если круиз-контроль не активен. В принципе, это подходит для нашего индикатора, небольшое мерцание не так уж и страшно.

Чтобы на панели приборов загорелась лампа SET, нужно на контакт 21 разъёма M01-B подвести "минус". И опять на помощь спешит реле. Обмотку подключаем к чёрному и красному проводам, идущим на атмосферный клапан в сервопривод, а контакты геркона подключаем на разъем панели приборов и на массу.


Резюме


Потратив в сумме менее 9 тысяч рублей, и несколько часов времени, удалось дооснастить свой автомобиль системой круиз-контроля.

При пробной поездке по 125-км маршруту до кафешки в Ульяновской области, круиз-контроль показал себя достойно, уверенно удерживая скорость и на спусках, и на подъёмах, не отклоняясь даже на резких изгибах дороги более чем на 5 км/ч от заданной скорости.


Возникшие неисправности


Что делать, если круиз-контроль Waeco MagicSpeed MS-50 заедает (залипает) и не сбрасывает газ?


После нескольких месяцев эксплуатации стала обнаруживаться неприятная деталь: после работы круиз контроль мог «залипнуть»: не отпускать, или очень медленно отпускать педаль газа: у пружины дроссельной заслонки не хватало усилий вытянуть трос. Такая ситуация может представлять серьёзную опасность. Но, к счастью, строгое следование как правилам дорожного движения, так и правилу не использовать круиз-контроль в плотном трафике, позволили легко и без последствий обнаружить возникшую неисправность.

Разбор сервопривода Waeco MagicSpeed MS-50. Видны следы грубого отвёрточного вмешательства
Разбор сервопривода Waeco MagicSpeed MS-50. Видны следы грубого отвёрточного вмешательства

При нормальных условиях, если взяться за кончик троса, присоединённый к рычагу дроссельной заслонки и попытаться его запихать внутрь, он должен легко и свободно заходить. Но тут трос где-то заел.

Причиной нарушения работы стал перегрев и деформация рубашки троса, которая была размещена над выпускным коллектором (см. выше).

Оказалось, сервопривод собран без единого шурупа, исключительно на пластиковых защёлках. Применив силу и немного грубо подковырнув в местах зацепления принимающую (переднюю) часть, удалось отсоединить её от остальной части сервопривода. Задняя часть от центральной отсоединилась куда проще (хотя в этом не было необходимости). Относительно легко удалось разобрать блок на составные части и отсоединить трос. Хотя вытянуть внутренний стальной трос из оболочки (рубашки) не удалось – он за что-то цеплялся с неимоверной силой.

Велосипедный трос переключения скоростей (внутренняя часть, без рубашки) с подходящим цилиндрическим набалдашником
Велосипедный трос переключения скоростей (внутренняя часть, без рубашки) с подходящим цилиндрическим набалдашником

Как оказалось, трос один-к-одному похож на велосипедный трос переключателя скоростей, с цилиндрическим набалдашником. В веломагазинах такие продают «на развес» - можно выбрать трос любой длины, отдельно продают рубашки для них. Длина рубашки штатного троса круиз-контроля около 110 см.

Диаметр троса 1мм, а рубашки – 5 мм. Продают какие-то «современные» тросы с пластиковой рубашкой, в которую вплавлена стальная сетка. Наружный диаметр такой рубашки чуть поменьше – около 4,5мм, и трос внутри неё ходит с натяжкой – такие рубашки брать не следует! Если взять за свободный кончик, трос должен легко и без усилий и заметного сопротивления заталкиваться в рубашку и вытягиваться обратно, даже если рубашка скручена в кольцо на полтора оборота.


По снятому с сервопривода образцу в веломагазине были найдены подходящий трос и рубашка, отрезаны нужной длины, обрезанные концы рубашки заключены в колпачки, которые удалось обжать обычными кусачками. Затем вся конструкция собрана и установлена на место. Трос, как и вакуумный шланг и провода, был помещён в отдельную пластиковую гофру, и все вместе обёрнуты теплоизоляционным материалом. С тех пор работа круиз-контроля не вызывала нареканий.


Этим же фокусом, кстати, можно воспользоваться для того чтобы заменить трос круиз-контроля на трос большей, или меньшей длины, если выбранное место размещения сервопривода не позволяет проложить трос должным образом.


Материалы по теме


Установка Круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS 50. Выполнил piton-22. Установка на машину с МКПП, показана установка выключателя сцепления.

Установка круиз-контроля Magic Speed MS-300 на Chevrolet Lacetti 1.6 MT.

Установка круиз-контроля MS-50 от Waeco на Hyundai Tucson 2.0 АКПП. Автор utug. Описан вариант подключения индикации CRUISE и SET.

Установил круиз-контроль WAECO MS50 на Qualis с установкой магнитного датчика скорости на привод колеса. Выполнил IgMar.

Установка круиз–контроля (pdf, 692кБ). Waeco MS50 на Toyota Town Ace NoaH, 98’. Автор: Савельев Сергей. Показано подключение магнитного датчика скорости на карданный вал.

Установка Круиз-контроля Waeco MagicSpeed MS50 на Hyundai Matrix. Выполнил p0int.

Установка круиз-контроля Waeco Ms-400 на Mitsubishi Lancer 1.6 MT. Автор: Николай Копанев.

Круиз контроль на ВАЗ. Waeco MagicSpeed MS400 на ВАЗ-2106. Выполнил sanika064.

Установка круиз контроль. WAECO MS 50 на Volkswagen Caravelle. Выполнил viktor431h.






0 ms; mod: Sat, 06 May 2017 20:41:51 GMT; gen: Tue, 24 Oct 2017 05:34:46 GMT